пятница, 17 сентября 2010
я тут разбираю статью про кому и её последствия, и сдаётся мне, не последнюю.
оффтоп, не имеет отношения к делусара, милая! вот хрена ль вас тут встало? у нас с вами проект, или где? какого чёрта скромных, важнейших для человечества созданий, на которых держится идея и повествование, постоянно сносит в фон, а вашей биографии, многочисленных параной, душевных метаний и прочих медицинских подробностей у меня уже на хорошую такую повесть? и какого чёрта я должен от них отбиваться, пытаясь вытащить на свет божий и не утонуть в них при этом с головой? доколе?! проехали так вот, она интересная. местами реально тяжёлая, где-то без указаний источников, но может быть, это моя неосведомлённость фонит. не специализированно-медицинская, чайничья и наверняка с подтекстами, которые тут нахрен не сдались.
я потом дальше пойду искать, а пока вот, чтоб не потерялось.
(с)Каждый из трех упомянутых параметров в шкале комы Глазго оценивается по балльной системе: например, произвольное открывание глаз — 4 балла, как реакция на голос — 3, как реакция на боль — 2, отсутствие реакции — 1 балл. Больной способен выполнить движение по команде — 6 баллов, не движется — 1. Быстро и правильно отвечает на заданный вопрос — пятерка, молчит — единица.
Кома может заканчиваться четырьмя вариантами. Первый означает выход в полное сознание, хотя мы не можем предсказать, станет ли человек инвалидом или будет таким же, как раньше. Второй вариант — вегетативное состояние. Третий, относительно новый вариант, открытый учеными в начале XXI века, — это минимальная степень сознания. Четвертый — смерть мозга.
Выходят из комы все одинаково: примерно через месяц — именно столько времени необходимо пораженным структурам мозга для восстановления — больной открывает глаза. Что, впрочем, еще не означает, что он в сознании. «Мы можем утверждать, что больной пришел в сознание, только если он фиксирует взгляд», — говорит Пирадов. Это идеальный вариант. Гораздо чаще кома заканчивается формированием вегетативного состояния: больной самостоятельно дышит, у него восстанавливается цикл сон-бодрствование, бывает, он даже моргает. Но и только.
Допустим, больной выходит из комы в вегетативное состояние. Никаких изменений ни через месяц, ни через три. Прогресса — ноль. После срока пребывания в вегетативном статусе от трех месяцев до полугода — в зависимости от причины, статус официально считается длительным. Что нам остается делать? Больные попадают домой.
До меня доходили сведения, — уклончиво говорит Пирадов, — что в не очень хороших реанимациях проблему решают просто: больные не доживают до выхода из комы. Это очень просто. Достаточно больного переворачивать не раз в два часа, а два или три раза в день. И все. У него начнутся пролежни или гипостатическая пневмония. Во многих больницах — я не буду говорить, в каких — люди просто не заморачиваются этим вопросом.
У всех у них первым делом страдает память. Как правило, люди в минимальной степени сознания, даже если они могут с тобой контактировать, не помнят о том, что с ними случилось в момент получения травмы. И если они будут успешно отвечать реабилитации, то первым делом очень захотят вспомнить, что же с ними было. Я заметил удивительную вещь: если поговорить с больными спустя год или два после выхода из реабилитационного центра или больницы, то они уже не уверены, что они помнят сами, а что — нет. Скажем так: их память о случившемся складывается из рассказов их родственников, друзей и из их снов. Как будто фальшивые, подменные воспоминания... Они уже не в состоянии понять, что произошло на самом деле, а что им рассказали друзья и близкие.
В 1984 году 19-летний Уоллес попал в аварию.Через месяц пребывания в коме он вышел в вегетативное состояние, в котором пребывал без малого 20 лет. В 2003 году, находясь в реабилитационном центре для вегетативных больных, он неожиданно произнес слово «пепси-кола», затем — слово «мама». В течение нескольких месяцев Николас Шифф и его коллеги обследовали Терри при помощи функциональной и диффузионной МРТ, отслеживающей движение молекул в головном мозге.
«Именно тогда, — рассказывает коллега Шиффа профессор Джозеф Финнс из Корнелльского университета, — нам удалось выявить удивительную вещь: нейронные связи в мозгу Уоллеса были новыми, и структурно не соответствовали обычной анатомии. Грубо говоря, мозг Уоллеса непостижимым образом выполнил ремонт своими собственными силами».
«Если когда-то в России и будет обсуждаться возможность эвтаназии у больных в вегетативном состоянии, то тут не должно быть и речи об отключении питания, — считает Кондратьева. — В этом случае больной будет медленно умирать от истощения и обезвоживания, а это мучительная смерть и жестокий путь ухода из жизни. Работая с такой категорией пациентов, мы четко осознаем, что они ощущают боль и страдание».
www.dm-b.ru/3050/
@темы:
трава полевая,
(с)казано,
ссылк,
чесног!