про то, что у первого мастера-лучника, которому будут поклоняться потом все стрелки перед охотой и войной, - каждая пара рёбер как изогнутый лук, между ними в груди гулко и свободно, и, говорят, натянуто прочнейших нитей тетивы - точно по числу ребёр.
несказка и очередного пафоза кусокпро то, что когда в первые дни новой луны к нему пришли люди, он протянул им собственный лук и сказал: возьму того в ученики, отдам свой лук и сделаю мастером, кто сумеет выстрелить хоть раз и тронуть стрелой мне сердце. он станет учить вас всех, и никому будет вас не победить.
люди отвечали: смеёшься над нами, должно быть, и вправду нет у тебя того сердца в груди.
но посылали к нему сыновей, потому что лук у него был единственный на свете, драгоценный, и считалось, что выпущенная из него стрела может поразить врага быстрее, чем коснётся его.
сыновья тех людей приходили один за одним, и каждому мастер давал свой лук и единственную тонкую стрелу. но один натягивал тетиву, и стрела криво падала на камни. у другого тугая тетива резала пальцы, и чудесный лук выскальзывал из них. у третьего стрела уносилась куда-то прочь с глаз, а одним из рогов лука отбивало плечо, едва не пробив насквозь.
множество юношей уходили от мастера-лучника со стыдом, и люди стали думать, что можно и всем племенем не заслужить такого чудесного лука, значит, верно, он и вправду особый.
у одного из самых старых жителей племени сыновей не было, а была только дочь. никто не собирался посылать к мастеру своих дочерей и сестёр, но юноши возвращались от него один за другим, опустив голову, и старик печалился о чудесном луке вместе с остальными.
тогда девушка взяла одежду отца и сама отправилась к мастеру-лучнику испытывать его задание.
когда она взяла в руки лук, мастер засмеялся: ты моложе и слабее всех ваших сыновей, а многие из них даже тетиву не смогли толком натянуть - что ты надеешься суметь своими бессильными руками?
она же отвечала: ничего, тетиву я перетяну под себя, а там поглядим.
и затянула тетиву чудесного лука ещё туже, чем было.
а потом взялась за неё слабыми пальцами и отпустила, не выпустив стрелы. и раздался звук такой чистый и высокий, что мастер замолчал, глядя на неё.
она же чуть ослабила тетиву и снова потянула к себе и отпустила, и звук вышел ниже и тише, едва ли не чище предыдущего. и мастер прижал руку к своей груди в том месте, где у людей бьётся сердце.
девушка снова потянула тетиву лука и задела её наконечником стрелы, и звук вышел такой чудесный и страшный, что у мастера под ладонью, в пустой груди, отозвалось резонансом и запели перетянутые нити - по числу рёбер, похожих на рога от лука.
она же смотрела на это и знала, что точнее попасть было нельзя.
ты когда-нибудь выпускал из этого лука стрелу? спрашивает она потом мастера.
никогда, отвечает он.
стрела очень медленно летит и редко попадает куда целишься. но может быть, ты их сможешь научить.
ещё она спрашивает: из чего же он сделан?..
и не выпускает белого чудесного лука из рук.
мастер-лучник молчит.